Логопед

Т.В. Диль-Илларионова

к.п.н., доц., заведующий кафедрой

дошкольного и начального образования

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ

e-mail: saxenadil@mail.ru

г. Орск

Наследова И. В.,

учитель-логопедМДБОУ «Детский сад № 1

«Родничок» п. Новоорск Новоорского района Оренбургской области»

nasledova.i@mail.ru

г. Новоорск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛАНСИРОВОЧНОЙ ДОСКИ БИЛЬГОУ В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА

Аннотация: в статье раскрываются некоторые аспекты коррекционно-логопедической работы с инновационным материалом – доской Бильгоу; приводятся примеры упражнений, способствующих мозжечковой стимуляции, развитию баланса, коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольное образование, логопедическая коррекция, мозжечковая стимуляция.

В связи с увеличением количества детей с особенностями развития, активно разрабатываются адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями речи. Педагоги-психологи, учителя-логопеды, нейропсихологи активно внедряют эффективные инструменты психолого-педагогического сопровождения данного контингента дошкольников.

Современная информация о деятельности мозга, о формировании и созревании различных структур в раннем и дошкольном детстве очень важна для правильной организации жизнедеятельности ребенка и создания эффективных психолого-педагогических условий развития. Понимание механизма развития речи и важность двигательной активности в речевом развитии позволяет по новому подходить к коррекционной работе в детском саду.

Движение в первую очередь развивает мозг ребёнка. Чем больше малыш двигается, получает ощущений от мира, тем быстрее развивается. Хорошо сбалансированный ребенок – важное новообразование раннего детства. Эффективным способом развития чувства равновесия является мозжечковая стимуляция - серия реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка.

Мозжечок – это мозговая структура, которая выполняет функции по координации и регуляции произвольных и непроизвольных движений, а также их коррекции и «программирования». Благодаря мозжечку происходит развитие познавательных способностей, речи и эмоционально-волевой сферы. Формирование и автоматизация двигательных навыков, в том числе произносительных также осуществляются благодаря мозжечку, который связан со всеми структурами нервной системы. Поэтому любые нарушения в функционировании мозжечка могут блокировать способность ребенка к обучению. Доказано, что такие нарушения речи как дислексия и дисграфия связаны именно с нарушением функции мозжечка.

Специальный комплекс упражнений с помощью доски Бильгоу позволяет развивать головной мозг. При этом улучшается уровень концентрации внимания; все виды памяти; развитие речи; математические и логические способности; анализ и синтез информации; общая моторика и спортивные навыки; способность к планированию; работа эмоционально-волевой сферы.

Теорию мозжечковой стимуляции разработал Фрэнк Бильгоу. С помощью балансировочной доски и простых упражнений он обнаружил прямую связь между физическими упражнениями во время балансировки и способности к чтению.

Доска Бильгоу представляет округлую основу, что заставляет балансировать в попытках удержать равновесие. Поверхность доски имеет специальную разметку. В комплекте с доской имеется напольная мишень, цветоозонированная рейка, стойка с брусочками, мячи, подвесной мяч-маятник, разновесовые мешочки.

В осуществлении коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями, в том числе с нарушениями речи мы очень активно применяем различные упражнения с помощью аксессуаров доски Бильгоу для речевой активизации. Помимо упражнений на развитие эквилибристической реакции, мы используем:

1. Упражнения с помощью балансировочной доски. Ребенок становится на доску, взрослый просит произнести необходимый слог, сходит с доски снова произносит заданный слог. Стоя на доске ребенок выполняет артикуляционную или дыхательную гимнастику, при этом раскачивая доску.

2. Упражнения с мячами. Ребенку предлагается, стоя на доске, подкидывать мяч, ловить его, одной рукой, затем двумя руками и при этом называть автоматизированный звук. Бросать мяч педагогу и произносить слова на заданный звук. На напольной доске разместить картинки, с автоматизируемым звуком и предлагается попасть мячом, в те картинки, где есть заданный звук.

3. Упражнения с разновесными мешочками. Взрослый предлагает ребенку перекладывать мешочек с руки на руку, при этом произносить слоги с автоматизированным звуком. Подбрасывать один, затем два мешочка и повторить слово. Педагог предлагает поймать мешочек, при этом ребенок должен отгадать загадку.

4. Упражнения с планкой. Взрослый предлагает ребенку взять руками за концы планки, поднять руки вверх произнести заданный звук, опустить руки и произнести автоматизированный звук. Ребенок отбивает мяч планкой, повторяя чистоговорки за педагогом.

5. Упражнения на балансире на пропевание гласных звуков, с длительным удержанием кинестетической позы рук, пропевание гласных и их сочетаний с различной силой и высотой звучания и др.

Список использованных источников и литературы:

[1] Блайт, Салли Г. Хорошо сбалансированный ребенок: движение и раннее развитие /Под ред. Н.В. Луниной. – М. : Издательство «Национальное образование», 2020. – 192 с. – ISBN 978-1-903458-63-1

[2] Глозман Э.М. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. учеб. заведений / Э.М. Глозман - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 272 с. - ISBN 978-5-7695-4758-4.

[3] Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.

[4] Лурия А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р.Лурия : учеб. пособие для студ. высш. учеб. учеб. заведений / А.Р. Лурия - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 384 с. - ISBN 5-7695-1013-7.

[5] Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / A.Л. Сиротюк. - М. : Сфера, 2003. – 284. - ISBN 5-89144-303-1.

© Т.В.Диль-Илларионова, 2021©
И.В. Наследова, 2021